stranniksenya (stranniksenya) wrote,
stranniksenya
stranniksenya

Categories:

Суздаль - Спасо-Евфимиев монастырь – к любви свозь века, преграды и страдания

Оригинал взят у pilip_pilipich в Суздаль - Спасо-Евфимиев монастырь – к любви свозь века, преграды и страдания
Оригинал взят у vladimirdar в Суздаль - Спасо-Евфимиев монастырь – к любви свозь века, преграды и страдания
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
Всего фото

Суздаль – совершенно чудное место. Несмотря на странную пасмурную и туманную погоду повсюду здесь чувствовалось свежее дыхание весны - солнце неуклонно пробивалось сквозь рваную дымку рассеянных в небе облаков. Мы проезжали по древнему Суздалю, и мои ощущения были необычайно легкими и радостными. На каждом шагу в Суздале стоят красивые церкви, и их обилие потрясает и завораживает. Красота в этом древнем и исконно русском городе определенно разлита повсюду…

Следующим пунктом нашего путешествия был Спасо-Евфимьевский монастырь. Он расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город не только от внешних, но и внутренних врагов. Идейным вдохновителем строительства монастыря на этом месте и его духовным основателем стал Евфимий Суздальский – первый игумен этого монастыря, ныне причисленный к лику святых. Кстати, на другой стороне реки как раз находится Свято-Покровский женский монастырь, откуда мы и держали сюда путь. К его основанию также в свое время приложил свою руку святой Евфимий. Именно в Спасо-Евфимиевском монастыре некоторое время пребывала перед окончательной отправкой в Свято-Покровский, сосланная бывшая жена Василия III Соломония Сабурова, будущая святая София. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, а позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь преподобного Евфимия Суздальского. Деревянные постройки монастыря естественно не сохранились, а его существующий внешний облик сформировался уже в XVI- XVII веках. Далее под катом - мои впечатления и ощущения от посещения этого чудного места.


Первое, что сразу сильно впечатляет – это огромные и высокие сторожевые башни и стены монастыря. При подъезде к монастырю они полностью и властно заполняют весь видимый обзор окрестностей города. Каменные стены были возведены в 1660 -1664 гг. вместо более старых деревянных. Общая их длина составляет около 1200 м. Это самый большой по площади и значительный по военному потенциалу монастырь в Суздале. Сооружение построено с расчетом на ведение оборонительных боев как со стороны реки так и с его южной стороны – здесь стены значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
02.
Стены Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Все башни монастыря, кроме центральной Проездной (Входной), имеют преимущественно круглое сечение. Высота Проездной башни 22 метра. Она как все остальные башни и стены сложена из красного кирпича. В ее основании – две проездные арки, в верхнем ярусе устроены киоты для икон и кирпичные наличники, карнизы, пояски – элементы русского узорочья. Но, к слову говоря, в его современном виде монастырь в последующие времена после реконструкции не участвовал ни в одном крупном сражении или осаде.
03.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Между прочим, понятно, почему монастырю было по силам сооружение такой значительной неприступной крепости. Монастырь был богат. К XVII веку ему принадлежало более 10 000 крепостных, множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано князьями и боярами, благоволившими к монастырю. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Эти церкви мы также еще увидим.

Тем ни менее, монастырь впечатляет. Внешне он скорее напоминает величавый средневековый замок-крепость.
04.
Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Народу у Проездной башни очень много, стоят очереди за билетами на вход, и вот – мы на территории монастыря.

Прямо перед нами - старая Благовещенская надвратная церковь. построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI-XVII веков. После возведения новой каменной ограды она оказалась внутри монастырских стен. Когда то в XVII веке она была двух шатровой, затем пятиглавой, но в XVIII веке стала одноглавой какой мы ее и видим сейчас. В церкви размещена экспозиция" Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский" Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
05.
Благовещенская надвратная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Монастырь просто необъятный по своей занимаемой территории. Очевидно, рассчитывалось при необходимости разместить на его территории значительную армию. Разительная разница с небольшим и камерным Свято-Покровским женским монастырем – ведь Свято-Евфимьевский монастырь не действующий.
06.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
07.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Далее мы проходим уже на землю древнего старого Спасо-Евфимьева монастыря.
08.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
09.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Первое, что привлекает внимание – это необычная монастырская звонница.

Звонница XVI-XVII вв. и имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под колоколы» в честь рождения Иоанна Грозного. Она служила молельной церковью и для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, о которой я уже упоминал ранее, затем сосланной в Свято-Покровский монастырь. По стилю церковь сходна с соседней Успенской.
10.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, - еще две. Таким образом, составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре и декорированная весьма разнообразно.

Все монастырские колокола XVI века полностью не сохранились: они большей частью предсказуемо были отправлены в переплавку в 30-ых годах прошлого столетия и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят всего пять раз в день…

Всюду толпы снующего в разном темпе народа. Нас торопят – скоро 12-30 – со звонницы будут давать концерт монастырского колокольного звона. Толпа собиралась, люди трепетно и внимательно вглядывались в темные силуэты звонарей в арках звона на вершине необычной и высокой колокольни.
11.
Колокольня Рождества св.Иоанна Предтечи

Вдруг, звонари замерли, замерли и слушатели, все стихло и колокольный концерт начался… Все происходило так быстро. Только, что мы ехали по древнему Суздалю и вот уже - колокольные переливы рассыпались повсюду своими золотыми перезвонами. Сказать, что это было здорово – не сказать ничего. Одно отмечу точно – никогда я не слышал ничего похожего. Казалось бы – колокола везде одинаковые, звонари – живые люди, но может быть именно место играло свою непостижимую для обыденного сознания роль. Звуки колоколов неумолимо проникали в каждую часть моего тела… С собой у меня был маленький диктофон – и я выкладываю запись в этот пост, так как есть. Сразу прошу прощения за не очень высокое качество записи - сильный ветер «задувал» микрофоны, но, тем не менее, с ее помощью можно гораздо легче окунуться в реальный характерный удивительный монастырский контекст и уловить то, что обычно не ощущается, когда просто читаешь о чем то….
12.
Звонница в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале




Выступление закончилось также неожиданно, как и началось, время растеряло свою актуальность в эти мгновения. Не скрою, впечатление было сильным, неожиданным и, по-хорошему обескураживающим. ЗдОрово! Недаром же считается, что колокольный звон исцеляет и очищает душу. Воодушевление чувствовалось в каждой клеточке тела. Народ стал быстро расходиться, праздно рассредоточиваясь по территории монастыря…
13.
Колокольня Рождества св.Иоанна Предтечи

Надо сказать, что ожидаемой общей атмосферы святого места или чего-то сверхъестественного поначалу не ощущалось, скорее все вокруг напоминало гуляющих по парку посетителей, но в специфических древне-русских  историческо-православных декорациях со странным общим слегка тоскливым ощущением. И это не удивительно. Ведь монастырь еще со времен Екатерины II являлся тюрьмой для «безумствующих колодников», или, религиозных и политических государственных преступников. Сначала для колодников использовали больничный корпус Никольской церкви, но его стало стремительно не хватать и, был построен специальный длинный тюремный корпус с высокой стеной и большим количеством одиночных камер в нем. Эта тюрьма имела славу одной из самых жестоких в России.

В 1905 году она была упразднена, но не надолго – с 1917 года в монастыре уже стояли воинские части, а в 1923 году отсюда изгнали последних 15 монахов и здесь всецело воцаряется политизолятор, затем - лагерь специального назначения НКВД, ну а во время и после окончания войны - фильтрационный лагерь для военнопленных. Здесь отбывал свой срок и фельдмаршал Паулюс и поэтому монастырь был особой закрытой территорией. Думаю, именно поэтому с трудом можно уловить былой монашеский дух этой, когда то очень многочисленной и крепкой духовно братской обители.


Рядом со звонницей находится шатровая Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы, сооруженная в последней четверти XVI века. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С этой стороны (правее) к храму примыкает двухъярусная трапезная палата, покрытая тесовой кровлей. Ее нижний этаж был предназначен для различных хозяйственных служб, а в верхнем размещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.
14.
Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Слева к Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века - архимандритский корпус - возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание, украшенное крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы.
15.
Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

На этом фото часть архимандритского корпуса – справа.
16.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

И вот, мы выходим к архитектурной доминанте монастыря - Собору Спаса Преображения.
17.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования.

Его поставили на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь, что была возведена над могилой его основателя - святого Евфимия. Она и есть - древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. На фото она чуть правее.
18.
Собор Спаса Преображения Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

В 1594 г. к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом.

4 июля 1507 года при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи святого Евфимия, объявленные нетленными. Таким образом, монастырь снова обрел своего святого. Его раку в существующем Спасо-Преображенском соборе мы еще увидим. Также здесь рядом с собором находилась и родовая усыпальница князя Дмитрия Пожарского.
19.
Евфимий Суздальский
Источник

Евфимий Суздальский

Собор величественен и могуч. Является одной из основных достопримечательностей Суздаля. Этот белокаменный собор был украшен наружной росписью уже в XVI веке. Его интерьер также очень богат. Росписи конца XVII века выполнены знаменитыми костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. При реставрации собора в южном приделе были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова частично расчищены фрески XVI века, изображавшие главным образом житие игумена Евфимия.
20.
Собор Спаса Преображения Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Фрески впечатляют своим размахом, многочисленными сюжетами, и каким то необычайным золотым светом, что льется нескончаемым потоком из «Царствия Небесного». Их стоит рассмотреть молча и без особых комментариев.

21.

22.

23.


Здесь в храме хранится мозаика  "Спас на троне", которая как раз помещалась над входом в утраченную усыпальницу Пожарских.

В углу мозаики есть подпись мастера - Хмелевский. Сама мозаика выполнена в итальянском стиле, так называемой Флорентийской смальты, но русским мастером. Образ Христа создан живоподобно и создается полное ощущение присутствия иконы в пространстве.
24.


Мастера добивались в  изображении  такой высоты и искусности, что ощущается эффект трехмерного изображения образа. Кажется, Христос смотрит всем в глаза одновременно, и раскрытое Евангелие обращено ко всем: "Аз есмь Свет мира".
Но если вы стоите под другим углом немного в стороне, вслед за вами как бы "поворачивается" не только взгляд Христа, но и все тело. В Крестовой палате, в Кремле, есть подобные иконы: "Спас на троне", и Спасская икона Божией Матери.
25.


Престол
26.

27.

28.

29.


А это как раз и есть рака с мощами святого Евфимия Суздальского.
30.


Продолжая осматривать и впитывать эти завораживающие старые росписи я, вдруг неожиданно услышал, церковное хоровое пение необычайной красоты и внутренней гармонии. Звуки этой вещи, зазвучавшие в храме, просто мгновенно потрясли меня, и это не передать никакими словами. Я поспешил в соседний придел. Там мужская капелла исполняла П.Чеснокова «Да исправится молитва моя»… Внутри меня взорвалась масса глубоких чувств, знакомых и незнакомых эмоций, я был потрясен и оглушен небесным ангельским хоровым многоголосием, высочайшей гармонией, пробившимися, откуда то из далеких глубин времени и пространства человеческими переживаниями и страданиями, звучавшие здесь, в этом многострадальном храме невообразимо отчаянно вдохновенно и проникновенно. Грусть, страсти, чувства, эмоции нахлынули в мое сознание могучим, безбрежным потоком...

Принять всю эту массу переживаний, что я испытал тогда, по человечески меркам, просто невозможно. Исполнение было просто потрясающим и, наверное, нет человеческих слов, чтобы описать то, к чему неожиданно прикоснулась моя душа… Очевидно контекст присутствия в самом храме, эта древняя земля, души давно ушедших монахов и прихожан, что приносили сюда свои молитвы, сложились  в могучий духовный резонанс, что открыл настеж рвущуюся из других измерений силу любви, страдания и веры. И это произведение зажгло в моей душе тот самый огонь проникновения и контакта с этим местом, где ты в это время пребываешь, что не может зажечь обычный  мирской контекст музея-заповедника. Все же это необходимо услышать «вживую», и услышать именно там, в этом храме. Ну, нет слов, короче…

31.





«Молитва-жертва вечерняя» Павла Чеснокова. Мужская капелла «Благовест»

Немного позднее, после выступления, я попытался узнать, что же это была за вещь, и увидел, что, этот концерт коммерческий проект - тут же продавались CD этой капеллы за триста рублей. Я купил, с условием того, что только что услышанное произведение там будет. В общем, можно сказать, записана оно очень качественно, однозначно с душой и я выкладываю ее для Вас. Остальные произведения на этом диске более традиционны, в другом ключе и менее интересны…, это же стоит особняком. Однако, продолжим…

Я вышел из храма пытаясь осмыслить все, что произошло и то, к чему мне удалось прикоснуться… Еще пару дней впечатления от этой услышанной молитвы-жертвы создавали мне возвышенное и гармоничное состояние в процессе осмотра других достопримечательностей Владимирской и Костромской земель…

Потом, я еще немного поснимал сам собор, соседнюю колокольню и башни и стены монастыря…, и теперь он выглядел для меня совсем по-другому, став ближе, родней и я, даже, почувствовал его поддержку и древнюю суровую силу. Кстати, вот это и есть то самое применяемое сейчас «в суе» слово «расширение сознание». Сознание, действительно, расширилось и это было тоже здОрово!
32.
Собор Спаса Преображения Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Так, кстати, выглядят с этой западной стороны каменные стены и башни монастыря.
33.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
34.
Звонница Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Однако, вернемся на землю. Сейчас, я уже по-другому смотрел на эту монашескую обитель. Сколько же боли и страданий сконцентрировалось здесь!? Сколько же исковерканных судьбой человеческих  душ нашли здесь свой конец и неизбежное упокоение. Я немного отошел от самого храма и решил отвлечься от съемки, осмысливая свои глубокие нахлынувшие и освобожденные чувства и эмоции.

С восточной стороны собора когда-то находилась родовая усыпальница Национального героя России – князя Дмитрия Пожарского, где он был похоронен в 1642 году. Из метрической книги монастыря за 1660 год «можно узнать, что в монастыре была сооружена часовня-«палатка родителей», построенная общими усилиями двоюродных братьев – князей Петра Никитича Хованского и Иоанна Дмитриевича Пожарского (сына полководца). Однако столетием позже архимандрит монастыря Ефрем распорядился разрушить часовню, а камень употребить на нужды обители, что и было сделано в 1765-1766 гг. Бывает же такое?! А во второй раз, установленная в XIX веке мраморная часовня, была полностью разобрана в советское время. Остались небольшие обломки этой часовни и небольшие кусочки.
35.


Летом 1851 года археолог граф Уваров по поручению тогдашнего министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от апсид Спасо-Преображенского собора. Там он обнаружил «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. На двух гробницах были надписи, из которых следовало, что они принадлежат Никите Андреевичу Хованскому и Федору Дмитриевичу Пожарскому. В усыпальнице на почетном месте, прямо напротив алтаря, находились гробницы: Федора Дмитриевича, первой супруги полководца и матери Федора Дмитриевича и самого Дмитрия Михайловича. Специальная комиссия после вскрытия подтвердила, что в этой гробнице действительно лежат останки самого князя Дмитрия Пожарского.
36.


Сохранившийся фрагмент восточного фасада мавзолея Д.М.Пожарского, обнаруженный при земляных работах в 1969 году.
37.


Работы по строительству нового мавзолея были начаты по решению императора Александра II в 1858 г. на добровольные пожертвования, собранные по всей стране. Торжественное открытие и освещение памятника состоялась 2 июня 1885 г. Памятник-часовня был сооружён по проекту архитектора А.М. Горностаева.

Так выглядел этот памятник-часовня до революции.
38.


В 1967 году монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь начались масштабные работы по реставрации и музеефикации.

Уже в наше современное время в 2007 году решено было восстановить этот народный памятник-часовню. Через два года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца установили крест и мемориальную плиту.
39.
Собор Спаса Преображения Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
40.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому
41.

42.




45.
Памятник-часовня Дмитрия Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале
46.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
47.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Далее, северо-восточнее, расположена Никольская церковь, возведенная в 1669 году с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками.
48.
Никольская церковь с больничными палатами в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой.
49.
Никольская церковь с больничными палатами в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

Несколько оживляют гладкую белую стену перспективный портал, окна с наличниками и ряд кокошников. Сейчас там находится «Золотая кладовая Суздаля» - это первоклассное исторически сложившееся собрание произведений русского прикладного искусства, охватывающее период с XIII по XIX век. В число экспонатов выставки включено свыше пятисот предметов из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Мне там побывать ввиду временных ограничений не удалось.
50.
Никольская церковь в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

А это - тот самый печально известный екатерининский тюремный корпус монастыря, о котором я упоминал выше. Мы пройдем теперь вдоль него, постепенно продвигаясь к святым вратам и осматривая еще и еще раз эти архитектурные шедевры костромских и суздальских зодчих.
51.
Тюремный корпус в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале
52.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

53.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Киворий
54.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Это братский корпус. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, южный двухэтажный корпус и весь его первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения.
55.
Спасо-Евфимиев монастырь

Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.
56.
Спасо-Евфимиев монастырь

Для целенаправленного выращивания лекарственных трав в XVI веке Иваном Грозным открывается Аптекарская Палата, преобразованная в XVI веке в Аптекарский приказ. По всей России создаются «Аптекарские огороды» - сады, где разводятся лекарственные растения. Уже в XVIII столетии суздальский Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Одним из видов монашеского послушания было выращивание лекарственных растений. Сейчас он воссоздан.

Аптекарский огород.
57.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) - массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества.
58.
Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале
59.
Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале

Еще немного последних взглядов на этот многострадальный и могучий монастырь.
60.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 году монастырю был присвоен статус музея.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Впечатления у меня остались добрыми и сильными. Колокольный звон,  песнопение в Спасо-Преображенском соборе, образы древних храмов и соборов оставили свои глубокие и неизгладимые впечатления. Покинув монастырь я немного поснимал Въездную башню и направился к месту общего сбора.
61.
Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
62.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Вся эта территория, что мы видим, когда то принадлежала Спасо-Евфимьевскому монастырю. К нему примыкала большая слобода Скучилиха (на фото она немного видна правее), здесь были построены Смоленская и Симеоновская церкви (вы их как раз видите). Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».
63.
Окрестности Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Прикоснемся к этим могучим и седым башням и стенам Свято-Евфимьева монастыря покидая его пределы.
64.
Юго-восточная сторона Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Это как раз и есть храмовый комплекс, в который входят церкви Симеона Столпника и Смоленской Иконы Божией Матери.
65.
Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Симеона Столпника и Смоленской Иконы Божией Матери

Церковь Симеона Столпника
66.
Церковь Симеона Столпника у юго-восточной стены Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Церковь Смоленской Иконы Божией Матери

Последний взгляд на земли Свято-Евфимьевского монастыря.
67.
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери у юго-восточной стены Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале


Я уже был переполнен впечатлениями, но был очень доволен. Поначалу посещение этого известного суздальского «универсального» туристического объекта ничего особенного не предвещало. Однако, древняя земля смогла пробиться к нашей душе и напомнить хоть и тяжелой, но и, в то же самое время и о славной истории нашего Отечества и русских людей.

Источники и дополнительная информация:

Братия Сретенского монастыря о Свято-Евфимиевском монастыре
Подробно и интересно о Свято-Евфимиевом монастыре
Vidania.ru о Свято-Евфиемовом монастыре
Сайт sobory.ru о Свято-Евфимиевском монастыре


Subscribe
promo stranniksenya march 17, 2018 14:00 155
Buy for 20 tokens
О новом поколении женщин, которые не видят ценности в семье, материнстве, преданности, жертвенности и женственности… Вы никогда не задумывались: • Почему практически каждой из нас так тяжело быть постоянно с детьми? • Почему нас куда-то тянет из дома? • Почему ради выхода в свет, мы готовы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments